plane

КААП: кодекс адекватного авиа-пассажира.

Если верить myflightmemory, в котором я скрупулезно веду учет своих путешествий (жаль, в последнее время их стало гораздо меньше), я уже 7 раз успела облететь вокруг земного шара и почти добралась до Луны.

перелеты

Самолет — замкнутое пространство, в котором мы вынуждены находиться от 40 минут до 14 часов, не имея возможности сменить обстановку. Как человек с очень острым ощущением личной территории, я очень хорошо знаю, как часто приходится сталкиваться с дискомфортом от взаимодействия с соседями по салону, а потому стараюсь сама причинять как можно меньше неудобств окружающим.

Вот примерный список рекомендаций из моего «Кодекса адекватного авиа-пассажира»:

1. Во время посадки постарайтесь не задерживать людей, стоящих позади Вас в проходе самолета: заранее проверьте номер места на посадочном талоне, прикиньте или спросите у бортпроводника, где оно (справа у окна в конце салона, например), и прицеливайтесь.

2. Заранее продумайте, что из ручной клади Вы оставите рядом с собой в течение всего полета, а что — уберете в багажный отсек над головой. Я обычно путешествую без багажа: в дамскую сумку кладу ноутбук, наушники, крем для рук, надувную подушку и прочие мелочи, необходимые в полете, и убираю ее под кресло впереди себя; маленький чемодан отправляется на верхнюю полку. Этим Вы убиваете двух зайцев: во время посадки Вы не будете тормозить остальных пассажиров, копаясь в вещах в поисках книжки или мобильника, а в течение полета не придется беспокоить соседей, чтобы достать с верхней полки внезапно понадобившийся носовой платок.

3. Если Вы видите, что какой-нибудь бабушке или девушке сложно поднять (или, наоборот, снять) свою ручную кладь на верхнюю полку, помогите. Я достаточно высокая, а мой чемоданчик всегда умещается в разрешенные габариты, но и мне приходится приложить определенные усилия, чтобы закинуть его наверх. Представляю, каково мамам с детишками и пожилым людям.

4. Кстати, о детишках. У меня пока нет своих, но, поверьте, к пассажирам с детьми я стараюсь относиться максимально толерантно, всегда стараюсь помочь в случае необходимости и даже почти не раздражаюсь на плачущих младенцев (а они, как известно, имеют свойство рыдать хором на весь салон). Но дорогие мамочки, постарайтесь заранее продумать, как вы развлечете и успокоите своего малыша во время перелета, а также не оставляйте без внимания поведение детишек постарше, которые часто, например, любят пинать впереди стоящие кресла или носиться в проходе (о, чартерные рейсы!). Я понимаю, что не всегда уговоры и любимые игрушки срабатывают, но это не повод махнуть рукой на ребенка и комфорт остальных пассажиров — сделайте все, что от Вас зависит.

5. Перед перелетом не используйте парфюм, даже если он кажется Вам ненавязчивым, даже если он очень любимый. Я помню, в свое время меня изрядно шокировала одна известная бьюти-блогер, которая в числе средств из своей самолетной косметички регулярно упоминала атомайзеры с любимыми духами, которые она без тени сомнения использовала, если ее раздражали запахи вокруг. Поверьте, мало кто оценит Ваш новый (или винтажный) аромат «отшанЭль» в условиях замкнутого пространства и сухого воздуха, а уж тем более, щедрость, с которой Вы его нанесли. Лучше примите душ и воспользуйтесь дезодорантом.

6. Если Вы любите свежую прессу, предлагаемую на борту, и при этом не летите в отдельном сьюте Первого класса Emirates, складывайте ее так, чтобы не мешать пассажирам на соседних креслах.

7. Откидные спинки кресел придуманы для нашего комфорта и я ни в коем случае не выступаю против их использования. Сейчас, например, пассажир впереди меня откинулся назад, но это не мешает мне с комфортом (пусть и относительным для экономического класса) печатать. Однако не откидывайте спинку назад в процессе коллективной кормежки и до тех пор, пока не собрали подносы. Ну или хотя бы предупредите пассажира сзади: уронить касалетку или стакан с томатным соком на колени — не самое приятное впечатление от перелета.

Несколько пунктов про посещение туалета:

8. Всем знакома картина, когда после завтрака или обеда на борту, к туалетам выстраивается очередь. Стойте, не облокачиваясь на кресла и подлокотники сидящих пассажиров: лицезреть чужие задницы в районе собственного лица и так не особенно приятно, а уж уворачиваться от них — тем более. Когда я работала в наземном обслуживании, у нас даже были свои шутки про места для вредных пассажиров: знайте, если Вас посадили в проход на последнем ряду у туалета, Вы чем-то насолили девушке на регистрации =))

9. Обратите внимание, что в туалетах висит табличка с предложением вытереть раковину после использования, что-то вроде «May we suggest you to use your towel for the courtesy of a next passenger». Не пренебрегайте этой просьбой, следующему пассажиру действительно будет приятно помыть руки в чистой и сухой раковине. Выбрасывайте салфетки в мусорный контейнер, используйте кнопку слива (да, к сожалению, до сих пор есть люди, которые уже вроде бы не падают ниц от ужаса при виде большой железной птицы, но при этом пока не освоили правила пользования общественными туалетами). Если Вы видите, что в туалете откровенно грязно, скажите бортпроводнику. Не гарантирую, что он обрадуется, но убрать-уберет.

10. Если Вы отстояли в туалет приличную очередь, и такая же очередь выстроилась за Вами, постарайтесь помнить, что Вы не дома, и не задерживайтесь в кабинете уединения надолго. Особенно это относится к девушкам, которые любят навести полный марафет после долгого перелета. В конце перелета Париж-Богота я стояла минут 40 в очереди. После двух атак бортпроводника на дверь туалета, оттуда выплыла дива с внушительной косметичкой и свежим макияжем, и я гарантирую, что карма ее в тот момент пострадала очень сильно.

11. Протискиваясь в проходе мимо очереди к своему месту, по возможности поворачивайтесь к другим пассажирам лицом: обратите внимание, стюарды всегда расходятся именно так. То же относится к моменту, когда Вы пробираетесь к своему месту у окна через пассажира на среднем кресле. Да, выглядит пикантно, но придется позабыть про стыд на минутку.

Про экипаж. Они, конечно, не другие пассажиры, как было заявлено в введении к посту, но тоже люди и стараются сделать наш с вами перелет приятным, комфортным и безопасным. Поэтому:

12. Первое и самое главное. Выполняйте их требования. Не надо подмигивать бортпроводнице, сообщающей Вам, что распитие собственного алкоголя на борту запрещено, и продолжать разливать дьютифришный коньяк. Если Вас просят выключить электронные приборы, не трясите айфоном, с возмущением доказывая, что у Вас включен flight mode. Поймите, бортпроводники на работе и действуют по инструкциям. И если Вам уж совсем невтерпеж запостить в инстаграм фоточку с крылом самолета, постарайтесь сделать это максимально незаметно.

13. Когда заходите в самолет, улыбнитесь и поздоровайтесь с приветствующим Вас бортпроводником. Когда будете выходить, попрощайтесь и поблагодарите. Я всегда так делаю. Да, приветствовать пассажиров и улыбаться им — работа стюардов, но это не повод проходить мимо них с унылой физиономией.

14. Если во время длинного ночного перелета захотелось водички, не гоняйте лишний раз стюардессу, сами пройдитесь до кухни и попросите стакан воды или что Вы там хотели — и ноги разомнете, и благодарность уставшего человека заслужите. Конечно, если Вы сидите у окна и для прогулки на кухню придется перешагнуть через двоих спящих соседей, такой энтузиазм будет вряд ли уместен.

Ну и наконец:

15. Когда самолет приземлился и уже заруливает на стоянку, не надо сразу судорожно включать телефон, чтобы он порадовал всех пассажиров Nokia tune или маримбой, и громко орать в трубку «Мама, я долетел! Я в Москве. Ты слышишь, мама? Чота плохо слышно!». Вы летели несколько часов, лишние 10 минут погоды не сделают. Хинт: такси можно заказывать через специальные приложения для смартфонов: у меня EST, по-моему, есть приложение у Яндекса.
Если совсем невтерпеж, выключите звук и разговаривайте негромко — это стандартное правило приличия для общественных мест.

16. Не толпитесь в проходе, когда самолет зарулил на стоянку. Я не верю, что у всех тех, кто подрывается со своего кресла еще во время рулежки и начинает выгружать баулы с верхних полок, короткая стыковка и каждая минута на счету. Помню, как-то прилетела в Киев, 90% пассажиров, естественно, немедленно вскочили с мест, нагрузились сумками и наизготове встали в проходе. Тут в самолете выключили свет и мы простояли у терминала минут 40. Я сидела с комфортом в своем кресле и, признаюсь честно, слегка злорадствовала.

17. Про аплодисменты в конце полета. Я не аплодирую, за исключением тех случаев, когда посадка была действительно тяжелой (последний случай был лет 5 назад: мы приземлялись на Маврикии в ураган) и очевидно стоила капитану немалых усилий. Ну и вот эти вот неуверенные аплодисменты кажутся мне каким-то отголоском чартеров в Хургаду. Но, в целом, не раздражает, пусть каждый решает для себя сам.

В общем, закончу свой опус цитатой из нетленного «Кота Леопольда»:
«Ребята, давайте жить дружно!».
Ну а теперь я побежала чекиниться в гостиницу (дописывала пост уже в прилете «Шереметьево»), а потом встречаться с подругой. А вы пока расскажите мне, с чем согласны, с чем не согласны, и что хотели бы добавить?

Хорошего дня!
promo the_paper_plane february 15, 2016 06:03 23
Buy for 20 tokens
Ботокс - это такое лекарство, которое колют в лицо, чтобы не было морщин и губы были большие. И если его сделать, то будешь как пластмассовая кукла. И еще это очень дорого. Примерно так на вопрос "Что ты знаешь про ботокс?" ответил мой муж и, полагаю, большинство обывателей от него…
Я пожалуй напишу что-нибудь про плац- карту :))
Добавил бы пункт про "не вставать до тех пор, пока самолёт не будет готов к высадке". Это серьезно мешает жить, если сидишь в экономе в первых рядах - как только самолёт выруливает с посадочной, тут же полсалона встаёт, хватает вещи и выстраивается в очередь в проходе. И ты даже свои вещи с полки забрать сможешь только тогда, когда все нетерпеливые выйдут.
Очень правильно написано. Но аббревиатура, скорее всего, КААП :)

Я всегда перед тем, как откинуть спинку кресла, спрашиваю тех, кто сзади. И меня удивляют люди, которые откидываются, не думая о том, что кому-то может быть это неудобно.

Мне кажется, эти правила очевидны всем, кто летает более-менее часто. Если летаешь раз в год в Хургаду, то просто не успеваешь понять все это.
спасибо, поправила )

может, Вы и правы, но мне кажется: большинство правил проистекают из банальной вежливости, а с ней дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы
Re: Нарушение правил полёта.
о! первый тролль в моем жж)) ура!
а по существу: учите матчасть и читайте внимательнее ))
Все очень здраво и справедливо. Так и делаю :)
Я бы про детей еще написал. А то есть некоторые родичи которые позволяют стоять на ушах и делать вообще все что угодно совершенно неугомонным детям. Это просто ахтунг.
Я тоже все так и делаю. Спинку вообще не откидывала ни разу. Потому сто летала максимум 3 часа. Хоть и ночами, можно пережить и так:)
поставь кнопки репоста внизу
и пункты лучше разделить (прямо пустыми строчками), может основные тезисы жирно выделить, тогда читаться проще будет, а то судя по комментам люди читают по диагонали

Edited at 2013-05-19 08:30 am (UTC)
"11. Протискиваясь в проходе мимо очереди к своему месту, по возможности поворачивайтесь к другим пассажирам лицом: обратите внимание, стюарды всегда расходятся именно так. То же относится к моменту, когда Вы пробираетесь к своему месту у окна через пассажира на среднем кресле. Да, выглядит пикантно, но придется позабыть про стыд на минутку".

Насчет движения в проходе - понятно, а вот как вы предлагаете садиться на свое место у окна ЛИЦОМ к сиденью? =)
как в кино или театре )) но в идеальном мире, конечно, пассажир со среднего кресла встанет и с улыбкой пропустит Вас на свое место
Отличный пост :)
Я бы еще добавила пункт о том, что если вы летите с друзьями, и по какой-то причине вам не удалось сесть рядом (или поменяться местами), не нужно переговариваться на весь салон через несколько рядов (равно как и не нужно устраивать истерику в случае, если на регистрации вам не дали места рядом или кто-то не хочет меняться).
А места у аварийных выходов предназначены не для тех, у кого слишком длинные ноги или слишком большая ручная кладь, а для тех кто в случае чего действительно может помочь открыть люк, и не нужно наотрез отказываться занять другое место и размахивать посадочным талоном, если вас просят об этом.
согласна по обоим пунктам! но про регистрацию и общение с наземным персоналом - это отдельная тема для разговора))
Не понял, в чем пикантность ситуации с проходом на свое место. Мне известен лишь один способ - попросить людей встать и пропустить. В большинстве самолетов куда- то лезть через сидящих людей технически невозможно.
Считаю недопустимым класть сумку под сиденье - это просто опасно.
И чемодан, даже очень маленький, должен быть в багаже. Мало того, что он занимает лишнее место на полке, вы можете мешать другим пассажирамм, когда идете с ним по салону.
Всё верно
Особо подчеркнул бы что, если уж так сложилось и часть ручной клади не влезла наверх, следует убрать её под сиденье именно ВПЕРЕДИ себя.
Re: Всё верно
если так сложилось, что ручной клади много, я стараюсь войти в самолет в числе первых, тогда места точно хватает. но вообще я достаточно педантична в плане соблюдения правил.
Уважаемые пассажиры, не слишком увлейкайтесь закупкой товаров в магазинах беспошленной торговли, ибо часты случаи когда полный самолёт ждет одного товарища, который стоит в очереди с дешевым алкоголем на кассе.
Помните, экипаж имеет полное право отказать вам в услуге доставки до пункта назначения если вы вовремя не явились на посадку, и мы вместе с пассажирами ждем вас только из вежливости.
КААП
спасибо, всё изложено очень славно!))