main

Воспитание ребёнка: что я делаю не так


Думаю, про педагогику Монтессори так или иначе слышали все более-менее сознательные мамы: свободное и естественное развитие ребенка в установленных границах, внимание к его интересам и предпочтениям, улучшение навыков самообслуживания. Методика учит ребенка концентрироваться на познавательных процессах и занимать себя - ну кто из мам активных детей не мечтает, чтобы ребенок иногда хоть полчасика тихонько поиграл самостоятельно? А еще встречаются данные, что подросшие воспитанники Монтессори-школ учатся лучше своих сверстников, легче поступают в вузы и в целом с интересом и увлеченностью относятся к учебе.
Недавно мы с Верой ходили на пробное занятие в один из Монтессори-клубов Петербурга - в детском центре "Гранатик". Детский центр находится в ЕСОДе (Доме еврейской культуры) но открыт для всех детей вне зависимости от национальности. Начала занятия ждали в огромной "Игротеке" (это, кстати, было ошибкой, потому что утащить оттуда Веру мне удалось, только обещая ей горы игрушек в другом месте).

Само занятие началось с вводной части: Нина Мирошникова, Монтессори-педагог с 12-летним опытом, рассказывала нам о том, что адаптация происходит постепенно, что на первых занятиях она просто изучает отношения между мамой и ребенком, ведь в каждой семье они совершенно разные.
Нина много говорила о том, что каждой из нас для того, чтобы быть хорошей мамой, нужны ресурсы, которым неоткуда взяться, если нет собственного пространства, возможности посвятить время только себе. Что нельзя с помощью ребенка решать собственные эмоциональные проблемы: хочу ласки - иду обниматься с ребенком, не в настроении - отмахиваюсь или срываюсь. Что необходимо обозначать определенные границы, которые нужны как маме, издерганной вечным нытьем, так и ребенку - для него мир огромен и непонятен и чем больше в жизни понятных ребенку правил и опор, тем ему спокойнее.

Лично мне было очень интересно узнать взгляд со стороны на наши отношения с Верой. Оказалось, что будучи свято уверенной в том, что я этакая нежная мама с безусловной любовью, я зачастую выступаю ведомой в нашей паре мама-ребенок. А ребенку совершенно неестественна и тяжела роль ведущего, в его природе нормально следовать за взрослым (вот это основа альфа-пэрентинга, если не ошибаюсь). В качестве примера: я разговариваю с педагогом, Вера подходит ко мне с игрушками: "Мама, го-го!", я: "да, Верочка, это лошадка", при этом полностью отвлекаюсь от разговора со взрослым. В ситуациях противостояния (Вера очень хотела вернуться в игротеку, потому что там "Кука! Мама, кука! Кука!") я пытаюсь договариваться, отвлечь, переключить внимание, утешить - в общем, все что угодно, кроме простого обозначения границ просто по факту того, что я - взрослая и я решаю ("Вера, я понимаю, что ты расстроена, потому что сейчас я не иду с тобой играть в куклу. Ты очень-очень хочешь поиграть в куклу, да. Но сейчас мы остаемся и играем здесь"). Конечно, это всего лишь первые наметки и впечатления, но они дали мне немало пищи для размышлений.

После вводной части мы переместились, собственно, в Монтессори-среду - специально оборудованное пространство, где ребенок может заниматься тем, что ему самому нравится. Самым любопытным было то, что нам, родителям, запретили говорить - вообще. Вы представляете, какое это испытание для нас, привыкших постоянно развлекать ребенка "ой, смотри, какая игрушка", "а давай поиграем вот в это". Кто-то из деток сразу пошел изучать окружающее пространство, моя девица застеснялась, но Нина аккуратно показала (не предложила, а именно показала, как можно играть) ей несколько игрушек, и Вера увлеченно занялась ими.


Обстановка в классе очень интересна и непривычна глазу - вся мебель деревянная, спокойных чистых цветов, много деревянных игрушек, приятных текстур, всякие небольшие штучки для развития мелкой моторики, миски с фасолью и даже настоящие овощи. Никакого вырвиглазного пластика и громких мелодий, которыми грешат современные игрушки.

Вот, кстати, еще один хороший пример нашего с Верой взаимодействия. Она играет с банкой и мягкими шариками-ежиками. В крышке банки дырка, нужно засовывать туда шарики. Все шарики оказываются в банке, я сразу забираю ее у ребенка, чтобы открыть и достать шарики. А ведь можно показать, как откручивается крышка. Нина сказала, что взрослые зачастую не стимулируют самостоятельность у ребенка, подсознательно желая оставаться для него этаким всесильным "богом". После занятия я стала больше обращать внимание на такие моменты, стараюсь проявлять терпение, когда Вера неловко (но сама!) пытается натянуть колготки, даю ей небольшие задания по дому (разобрать вилки-ложки после посудомойки, протереть разлитую воду).

Одним словом, я осталась под большим впечатлением от занятия! К сожалению, "Гранатик" находится от нас чересчур далеко, да и в нашем районе нет клубов Монтессори, куда было бы удобно добираться, но я однозначно буду стараться применять принципы методики в обычной домашней жизни.
После занятия мы вернулись в "Игротеку", и ребенок протусил там еще почти час, еле увела. Кстати, в "Игротеке" проводят детские дни рождения (от 2 лет) - можно просто арендовать помещение, а можно устроить целое представление с аниматором или фокусником.

Еще в "Гранатике" есть детский садик, о котором я слышала самые лучшие отзывы. Немного расспросила о нем Елену Таль-Алексееву, директора по развитию ЕСОДа, которая, собственно, и пригласила нас на занятия. Садик еврейский, хотя ходить туда могут любые детки. Из национальной специфики - то, что дети (в игровой форме) отмечают еврейские прадники (хотя мы вот все отмечаем всевозможные хэллоуины и дни святого валентина и не смущаемся), и израильская методика воспитания, в которой большое внимание уделяется отношение к ребенку как к личности. У Елены в этот садик ходит трехлетняя дочка, и как-то после дня в садике воспитатель подошла к Елене и встревоженно рассказывала, что Маша (дочка) отказывалась есть борщ, а воспитатель предложила ей доесть его с условием, что в конце она даст ей печенье (нормальная родительская методика, по-моему!). Так вот она целый день переживала, что ребенок же не хотел есть борщ, а она ее, получается, уговорила и пошла против воли - такой бы рефлексии добавить нашим обычным садиковским воспитателям! ))
В общем, я под большим впечатлением и немного жалею, что ездить в "Гранатик" нам так далеко для каких-то постоянных занятий. Но вот на какие-то мероприятия выходного дня наверняка можно будет периодически выбираться, благо выбор большой - от детских спектаклей до мастер-классов.

За организацию мероприятия спасибо Елене Таль-Алексеевой из ЕСОДа и сообществу spbblog.
За компанию - сообщникам jul_july, itditpspb и lidina и их деткам.
promo the_paper_plane february 15, 2016 06:03 23
Buy for 20 tokens
Ботокс - это такое лекарство, которое колют в лицо, чтобы не было морщин и губы были большие. И если его сделать, то будешь как пластмассовая кукла. И еще это очень дорого. Примерно так на вопрос "Что ты знаешь про ботокс?" ответил мой муж и, полагаю, большинство обывателей от него…
Когда Макс был совсем маленький, я зачитывалась сообществом альфа- мама, но в какой- то момент решила, что их принципы нам не совсем подходят. Потом стала читать Суркову, Гиппентрейер и советы вконтактике
Думаю, тут надо смотреть по ребёнку: кому то подойдут эти принципы, кому- то нет, главное какой- то золотой середины придерживаться наверное
, не впадать в кра
А по поводу ситуации, когда ты в первую очередь выслушиваешь своего ребёнка, думаю, что это правильно, по крайней мере, в таком юном возрасте, как у наших детей. По крайней мере, это лучше, чем когда взрослыми увлечены своими разговорами и абсолютно не слышат своих малышей ( понятно, что это не тот случай, но все же, по мне приоритет должен отдаваться просьбам своего ребёнка, имхо)
Важен баланс во всем! И да, я тоже считаю, что нельзя забивать на ребёнка в пользу взрослых разговоров, но и ребёнок должен постепенно начинать усваивать, что иногда можно подождать минутку, что не обязательно закатывать истерику, если мама не выполняет требования немедленно.
Извини, что путано, но комменты с приложения совершенно дурацкие, не вижу, что пишу
Нене, я поняла твою мысль! Вообще, оч сложно не запутаться во всех этих теориях родительства
я тоже пробовала водить Илью в Монтессори-клуб, и он у нас недалеко от дома, и еще недавно открылся садик (группа 3-6), но ему эта методика не подошла. Принцип того, что все игрушки в 1 экземпляре, как мне кажется, для детей 1,5-2 лет не всегда подходит, Илья очень расстраивался, когда нужная ему игрушка была занята. Много детей в группе (человек 10) - и практически нет возможности поиграть в то, что хочется
и не могу отделаться от какого-то привкуса сектантства в этих клубах
Может, это конкретная студия была плохо оборудована? Хотя там есть спорные моменты - меня, например, смущает отказ от книг и стихов в методике
Юль, на пулковской есть детский сад Монтессори, он и как д/с работает и как развивашки.
Я знаю (( мне, чтоб туда добраться, надо почти километр пешком идти до остановки, а потом ещё на автобусе ехать (( пока ходим на развивашки во дворе дома
хорошая методика, дети эти комнаты больше всего любят))у меня даже сертификат есть) а скоро получу новую книгу по монтессори-педагогике и обязательно расскажу о ней
Да, мне было оч интересно узнать взгляд со стороны на наши отношения с ребёнком
lenny883
(Anonymous)
В целом я положительно отношусь к мантессори , я водила Лёву с 9 мес в "умный птах " , но через пару мес заметила что ему там становится скучно и отвела в "Непоседы"... Сейчас опять вернулись в мантессори , ходит 3 раза в неделю по 2,5 часа , готовлю к садику ) А вообще ,я постоянно извожу себя мыслями, что я плохая мама и все делаю не так ))))
Re: lenny883
а это нормально )) все мамы изводят себя такими мыслями, поверь )
спасибо еще раз за приглашение!
завтра пост обещаю, разгребу все лишнее)
Я давно знаю про Монтессори и уже даже знаю, что в младшей школе мой ребенок будет учиться по этой системе. Если родится девочка, наверное, она будет и в средней школе обучаться по системе Монтессори, мальчику, по моему мнению, нужно все-таки больше дисциплины, четкости и осознания, что в жизни не все так уж радужно))

я думаю, надо смотреть по ребенку ) Вере моей тоже не помешает дисциплина бгг
Мама часто теми же словами говорила про своих воспитанников (когда ясельников брала и доводила до подготовительной группы). Что многие научились мамами командовать, получать все немедленно, а при вливании в коллектив испытывали сильный стресс - ведь детей уже становилось много, и они переставали быть главными. Но это уже была забота воспитателей, принимавших на себя роль того, кто расскажет ребенку о том, что он не единственный главный в этом мире( Но это про трехлеток, твоя еще маленькая)
Как мы не вовремя заболели, очень хотела попасть на это занятие. Надеюсь все впереди!
Я, вообще, считаю себя ужасной матерью. Причем вижу ошибки, работаю над ними, а нет-нет каааак сорвусь и все коту под хвост.

Хочу начать ходить с малой на подобные занятия. Несколько раз записывались и срывалось - то прививка, то ОРВИ.
мы ходим на обычные развивашки во дворе у нас
и да, периодически считать себя ужасной матерью это нормально для любой хорошей матери ))
Как много знакомых игрушек! У нас на развивалке такие же материалы; наверное, одна контора все игровые Монтессори покрывает:)
мне тоже очень нравится методика Монтессори и любопытно про выставление границ и отношения мама-ребёнок. по Монтессори занимаются буквально во всех немецких садиках, девиз прямо на сайтах висит:"помоги мне сделать все самому!" и есть большой Монтессори-хаус, где вообще все на 100% по этой системе, начиная с яслей и включая школу. очень жалко только, что нет игровых занятий родитель-ребёнок, я бы пошла с Лисой... надо бы найти что-то практическое почитать, не про игры - с ними все ясно - а именно про взаимодействие и воспитание.
из практического я вот люблю Петрановскую, но там сплошная безусловная любовь и никаких границ ) еще альфа-пэрентинг советую